ГКОУ РД "Самилахская СОШ Хунзахского района" 
РД, Хунзахский район. с.Самилах
  • Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность»

    Автор: Кадиева Шамай

    Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность»

    Введение

    Вступительное слово

    Слово педагога: Здравствуйте, ребята!

    Как вы думаете, что важно для любой страны, для любого государства?

    Выслушайте ответы желающих.

    Слово педагога: Сегодня мы поговорим о том, что важно для любой страны – о государственном управлении и общественной безопасности. И для начала предлагаю посмотреть видеоролик.

    Видеоролик: Выставка «Россия»: что такое Координационный центр при Правительстве РФ?

    Обсуждение темы урока

    Слово педагога: Задумывался ли кто-то из вас о том, как устроено государство и почему им нужно управлять?

    Выслушайте ответы желающих.

    Слово педагога: Управлять государством нужно, чтобы оно существовало и развивалось. Для этого у него есть помощники, которые отвечают за благоустройство населенных пунктов, комфорт и безопасность их жителей. Как вам кажется, что общего у таких профессий, как «военный», «полицейский» и специалиста, который работает в каком-нибудь ведомстве?

    Выслушайте ответы учеников.

    Слово педагога: Все они — государственные служащие. Их основные обязанности — работать во благо граждан и решать поставленные задачи, проявляя верность государству, честность и открытость. Как вы думаете, какие задачи есть у государства?

    Выслушайте ответы учеников.

    Слово педагога: Любое государство должно заботиться о собственных гражданах, например: следить за общественным порядком и безопасностью людей; охранять границы страны; гарантировать хорошее образование; создавать рабочие места и многое другое.

    А теперь давайте подробнее познакомимся с основными функциями государства и теми, кто их реализует. Для этого посмотрим небольшой видеоролик.

    Видеоролик «Основные функции государства и кто их реализует»

    В видеоролике рассказывается об основных функциях государства и органах, которые ответственны за их выполнение. Также даны интересные факты о работе представителей профессий из сферы государственной службы.

    Обсуждение видеоролика

    Слово педагога: Что делает государство для граждан? Какие у него есть обязанности перед гражданами?

    Выслушайте ответы учеников.

    Слово педагога: Спасибо за ваши ответы. Действительно, государство делает многое для граждан своей страны.

    Основная часть

    Где работают и чем занимаются госслужащие

    Слово педагога: Сегодня мы будем говорить о тех, кто состоит в системе государственного управления и участвует в решении политических, экономических и социальных задач государства.

    Давайте посмотрим, где работают и чем конкретно занимаются такие люди в разных государственных органах.

    Объедините учеников в команды по 4–6 человек и попросите соотнести представителей органов власти с их задачами.

    Представители органов власти:

    сотрудник Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; сотрудник органов социальной защиты населения; сотрудник Федеральной налоговой службы;

    сотрудник органов записи актов гражданского состояния; сотрудник Министерства иностранных дел. Задачи:

    А. оформление паспортов за пределами РФ;

    Б. начисление налогов;

    В. оформление пособий;

    Г. регистрация прав собственности на недвижимость;

    Д. регистрация браков.

    На выполнение задания дается 3 минуты. Опросите команды, дайте каждой высказаться по одному пункту. Попросите остальные команды подтвердить или опровергнуть ответы одноклассников.

    Правильные ответы: 1 — Г; 2 — В; 3 — Б; 4 — Д; 5 — А.

    Слово педагога: Как видите, государственные служащие не только принимают политические решения в сферах, значимых для жизни страны, и разрабатывают законы. Большинство из них выполняют текущие задачи — обеспечивают применение законов для улучшения уровня жизни в государстве.

    Особенности работы в системе государственного управления

    Слово педагога: Теперь предлагаю вам познакомиться с историями реальных госслужащих, которые помогут понять особенности работы в системе государственного управления и узнать, специалистам каких профессий есть в ней место.

    Объедините учеников в 4 команды. Раздайте каждой по 1 тексту из Файла 1. Слово педагога: Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:

    Какие основные особенности отличают госслужбу от работы в коммерческих организациях?

    Кому подойдет такая работа, а кому нет?

    Какое образование нужно, чтобы попасть на госслужбу?

    Кратко зафиксируйте ответы в тетрадях. На выполнение этого задания у вас будет 8 минут. Слово педагога: Специалистов для работы на всех уровнях госслужбы готовят вузы нашей страны на программе «Государственное и муниципальное управление». Поступить на обучение можно только после 11 классов. Еще одна программа — «Госстарт». Ее реализует Федеральное агентство по делам молодежи — Росмолодежь, один из проектов которой предоставляет возможность студентам и выпускникам вузов пройти стажировку в органах государственной власти и попробовать себя в роли государственного служащего.

    Видеоролик «Особенности работы в госструктурах»

    В видеоролике рассказывается об особенностях работы в госструктурах: иерархии, наличии рангов и званий, специальном режиме работы, ограничениях и льготах и др.

    Особенности работы в системе государственного управления

    Попросите учеников при необходимости дополнить после просмотра видеоролика свои ответы на вопросы:

    Какие основные особенности отличают госслужбу от работы в коммерческих организациях?

    Кому подойдет такая работа, а кому нет?

    Какое образование нужно, чтобы попасть на госслужбу?

    Попросите их внимательно выслушать представителей других команд и отметить совпадения в ответах.

    Последовательно обсудите с учениками и обобщите ответы на вопросы: К основным особенностям госслужбы относятся: стабильная зарплата, льготы, дополнительная пенсия, наличие запретов на ведение бизнеса, ограничения на выезд из страны, строгая иерархия, принятие на работу на конкурсной основе и др. Работа на госслужбе — это возможность продвигать идеи, участвовать в разработке и реализации проектов разного масштаба, влиять на то, что происходит в населенном пункте. Госслужба подойдет тем, для кого важно приносить пользу и влиять на большое число людей, кто ценит стабильность, и не подойдет тем, кому хочется высокой степени свободы в перемещениях и неформального общения (на госслужбе принято обращаться на «вы», коммуникация осуществляется с помощью официальных запросов).

    Представители очень разных профессий могут оказаться на госслужбе, но если есть осознанное желание строить карьеру и решать важные задачи в масштабах государства, стоит присмотреться к таким направлениям подготовки, как государственное и муниципальное управление, юриспруденция, политология, международные отношения, экономика. Госслужащий может профессионально развиваться в любой сфере: например экологии, культуре, спорте, здравоохранении, образовании, строительстве. Слово педагога: Чтобы привлечь молодежь к управлению государством, в субъектах Российской Федерации создают молодежные правительства. Как вы думаете, чем они занимаются и зачем нужны?

    Выслушайте ответы учеников.

    Молодежное правительство — это общественная организация при правительстве региона, который помогает решать общественно-политические и социально-экономические задачи. Члены Молодежного правительства работают на общественных началах — без оплаты. Они разрабатывают и реализуют региональные проекты, исследуют нормативные документы и вносят предложения по их изменению. Так они учатся управлять государством. Это кропотливая работа, результаты которой важны для развития отдельного региона и целой страны. Чтобы давать экспертные оценки и выходить с предложениями к региональным властям, нужно много знать и постоянно учиться.

    Видеоролик: Выставка «Россия»: добро пожаловать в павильон МЧС

    Заключение

    Заключительное слово

    Слово педагога: Итак, сегодня вы:

    вспомнили, какие у государства есть функции; познакомились с примерами рабочих задач государственных служащих; узнали, специалисты каких профессий могут находиться на госслужбе; узнали, какие особенности есть у госслужбы; разобрались, кому подходит такая работа, а кому нет.

    Рефлексия

    Слово педагога: В заключение давайте посмотрим, как изменились ваши представления о госслужащих.

    Предложите желающим высказаться в формате «Раньше я думал… А теперь я думаю…» Поблагодарите учеников за работу и завершите урок.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie